Все словари русского языка: Толковый словарь, Словарь синонимов, Словарь антонимов, Энциклопедический словарь, Академический словарь, Словарь существительных, Поговорки, Словарь русского арго, Орфографический словарь, Словарь ударений, Трудности произношения и ударения, Формы слов, Синонимы, Тезаурус русской деловой лексики, Морфемно-орфографический словарь, Этимология, Этимологический словарь, Грамматический словарь, Идеография, Пословицы и поговорки, Этимологический словарь русского языка.

суриков вас. ив

Гуманитарный словарь

СУ́РИКОВ Вас. Ив. (1848-1916) - живописец, академик АХ (1895). Род. в Красноярске, в казачьей семье. При поддержке енисейского губернатора П. Н. Замятина и на средства золотопромышленника-мецената П. И. Кузнецова был отправлен в Петербург, где учился в 1869-76 в АХ у П. П. Чистякова. Еще студенческие работы обратили на себя внимание неординарностью. Его композиции публиковались в журналах, он исполнил в эти годы неск. видов Петербурга и бытовых сцен, в 1870 написал первую большую картину "Вид памятника Петру I на Исаакиевской пл.", приобретенную Кузнецовым. Тогда же С. исполнил серию рисунков "Картины из деяний Петра Великого на Севере" для одноименной книги М. К. Сидорова.

Первая большая работа С. в жанре ист. живописи - "Княжий суд" (1874), отличавшаяся смелым для того времени колористич. решением, свободной композицией, введением бытовых деталей и конкретной историчностью в изображении. В том же году художник написал на евангельский сюжет картину "Милосердный самарянин", решенную полемически заостренно по отношению к знаменитой гравюре Рембрандта и отличающуюся той яркостью и полнотою красок, к-рые выделяют С. среди всех русских художников его времени. Эту картину, принесшую С. малую золотую медаль АХ, он подарил П. И. Кузнецову, передавшему ее позже в Красноярский музей. Завершением академич. периода его творчества стала картина "Апостол Павел, объясняющий догматы христианства перед Иродом-Агриппой, сестрой его Береникой и проконсулом Фестом" (1875). Сюжет был решен смело, свободно, художник создал сложную многофигурную композицию. Эти историч. полотна на традиционные для Академии сюжеты подготовили рождение С. как рус. историч. живописца.

С 1877 до конца жизни С. жил в Москве, в первые годы исполнил 4 фрески "Вселенские соборы" для храма Христа Спасителя (сохр. одна фреска и неск. эскизов), близко сошелся с И. Е. Репиным и Л. Н. Толстым. С 1881 участник выставок Т-ва передвижных худож. выставок, чл. к-рого состоял до 1907. Много путешествовал по России и за границей, регулярно ездил на родину. Поездки отразились в многочисл. картинах и еще более в эскизах, рисунках, акварелях, запечатлевших пейзажи Сибири, Италии, Испании, Швейцарии, их архитектурные памятники и жанровые сцены. На творчество С. оказало влияние глубокое изучение зап.-европ. живописи, прежде всего венецианских мастеров (Веронезе, Тициана, Тинто-ретто) и особенно Веласкеса; из совр. зап. художников его особенно привлекали Э. Делакруа, К. Коро. Национальное и реалистич. по своему мироощущению иск-во С. выделяется необычным для рус. художников его времени вниманием к решению сложных живописных и композиц. задач. Наряду с ист. полотнами С. писал пейзажи, среди к-рых виды природы и архитектуры Сибири, едва ли не впервые запечатленные им, писал и многочисл. портреты, особенно своих сибирских знакомых, и этнографич. зарисовки разл. сибирских народов. Но для истории культуры он - создатель всего нескольких картин, между к-рыми были в осн. подготовит. работы.

Все эти картины, за искл. "Взятия снежного городка" - исторические: С. целиком связал свою жизнь с историч. жанром, по складу дарования был историч. художником, и его иск-во - вершина рус. историч. живописи.

Уже первое крупное полотно "Утро стрелецкой казни" (1878-81) показало рождение новой живописи. Вслед за тем С. создает "Меншикова в Березове" (1881-83), затем совершает поездку в Зап. Европу, где в музеях Германии, Франции, Австрии и особенно Италии изучает творчество старых мастеров, более всего венецианцев, оказавших большое влияние на его колорит. Кроме множества этюдов и акварельных пейзажей итал. достопримечательностей, в Риме С. написал искрящуюся радостью большую картину "Из римского карнавала", показанную на выставке передвижников в 1885. По возвращении С. пишет свою третью историч. картину - "Боярыню Морозову" (1884-87), задуманную еще в 1881. Все эти картины, посвященные самым трагич. моментам рус. истории, были приобретены П. М. Третьяковым; следующие полотна С. приобретались для имп. собраний и вошли в коллекцию Русского музея.

Со смертью жены в 1888 С. впал в депрессию, бросил живопись, полтора года жил в Красноярске, обратившись к чтению священных книг. Затем, написав "для себя" "Исцеление слепорожденного" (1889, показана публике в 1893) и серию портретов сибирских знакомых, создал один из своих шедевров - "Взятие снежного городка" (1889-91), с ее звонкими цветовыми пятнами, динамичной картиной нар. веселья. В этой картине впервые нет трагедии, и в последующих историч. полотнах, хотя и посвященных роковым эпизодам и персонажам, народ станет представать как единое целое, без противоборства сил. В поздних ист. полотнах С. продолжает тему народа как творца истории. Для "Покорения Сибири Ермаком" (1891-95) С. объехал более 4 тыс. км по Сибири, прошел путем войск Ермака, работал в моск. и сибирск. музеях. В 1895 художник начинает работать над "Переходом Суворова через Альпы" (ок. 1899), в 1897 в Швейцарии прошел весь суворовский маршрут.

В 1899 С. посетил Кавказ, в последнее десятилетие жизни трижды был в Крыму, создав рисунки и акварели с видами морских берегов и гор, в 1900 вновь был в Италии, а в 1910 посетил Испанию, где много работал, изучал картины старых мастеров, особенно Тинторетто, писал этюды на исп. темы. В теч. многих лет он работал над картиной "Степан Разин" (1887-88, 1901-06; в 1909-11 картина была переработана и отправлена на международную выставку в Рим). Последней законченной историч. работой стало "Посещение царевной женского монастыря" (1912, местонахожд. неизвестно). Картина "Благовещение" (1915), не удовлетворявшая самого художника, стала последней в его творчестве. Сохранились эскизы к картинам "Красноярский бунт 1695-98" (1900-е гг.), "Княгиня Ольга встречает тело Игоря, убитого древлянами" (1909-15), несколько подготовит. работ о Е. Пугачеве (1909-11). Неск. раз художника привлекали к иллюстрированию книг; в том числе он выполнил неск. рисунков для "Царской охоты" И. И. Кутепова. К 1900-м гг. относятся также многочисл. автопортреты. В последние годы жизни С. особенно часто бывал в Красноярске, в 1909 там в здании Купеч. об-ва по его инициативе была открыта рисовальная школа.

С. ставили в ряд с Шекспиром и Пушкиным. А более всего он в ряду с М. И. Мусоргским - у обоих одинаковое по своей глубине видение прошлого, высота трагич. подъема, одинаковая трагич. напряженность развития темы. Наряду с этим, С. может быть поставлен рядом с Л. Н. Толстым, создавшим специфически русский тип историч. романа-эпопеи.

В. И. Суриков. Взятие снежного городка

В. И. Суриков. Взятие снежного городка

Полезные сервисы

суриков василий иванович

Энциклопедический словарь

Су́риков Василий Иванович (1848-1916), живописец. Член Товарищества передвижников. В монументальных полотнах, посвященных переломным моментам, напряжённым конфликтам русской истории, главным героем показал народную массу, богатую яркими индивидуальностями, исполненную сильных чувств. Глубокие по пониманию противоречий исторического процесса произведения Сурикова («Утро стрелецкой казни», 1881; «Меншиков в Берёзове», 1883; «Боярыня Морозова», 1887; «Покорение Сибири Ермаком», 1895) отличаются широтой и полифоничностью композиции, яркостью и насыщенностью колорита.

В. И. Суриков.

* * *

СУРИКОВ Василий Иванович - СУ́РИКОВ Василий Иванович (1848-1916), русский живописец. Передвижник (см. ПЕРЕДВИЖНИКИ) . В монументальных полотнах, посвященных переломных моментам, напряженным конфликтам русской истории, главным героем показал народную массу, богатую яркими индивидуальностями, исполненную сильных чувств. Глубокие по пониманию противоречий исторического процесса произведения Сурикова («Утро стрелецкой казни», 1881; «Меншиков в Березове», 1883; «Боярыня Морозова», 1887; «Покорение Сибири Ермаком», 1895) отличаются широтой и полифоничностью композиции, яркостью и насыщенностью колорита. Портреты, акварели.

* * *

СУ́РИКОВ Василий Иванович [12 (24) января 1848, Красноярск - 6 (19) марта 1916, Москва], русский художник. Лучший мастер русской исторической картины, соединивший реализм 19 в. с ярким живописным новаторством.

Родился в семье канцелярского служащего. Семья Сурикова принадлежала к старинному казачьему роду; будущий мастер привык с детства воспринимать окружающий сибирский быт с его живописной архаикой и преданиями старины как живую историю. В 1869-75 учится в петербургской Академии художеств у П. П. Чистякова (см. ЧИСТЯКОВ Павел Петрович). Жил в Петербурге, а с 1877 в Москве. Был членом Товарищества передвижных художественных выставок (см. ТОВАРИЩЕСТВО ПЕРЕДВИЖНЫХ ХУДОЖЕСТВЕННЫХ ВЫСТАВОК) и Союза русских художников (см. СОЮЗ РУССКИХ ХУДОЖНИКОВ).

Постоянно наезжал в Сибирь, бывал на Дону (1893), Волге (1901-03), в Крыму (1913). В 1880-90-е годы посетил Францию, Италию и ряд других стран Европы. Особое впечатление на него произвели живописцы итальянского и испанского Возрождения, прежде всего Д. Веласкес (см. ВЕЛАСКЕС Диего (живописец)) и художники венецианской школы (см. ВЕНЕЦИАНСКАЯ ШКОЛА (в искусстве)) , такие, как П. Веронезе (см. ВЕРОНЕЗЕ Паоло). В своих письмах о западноевропейских музеях и выставках выше всего ставит «картины с затрагивающим смыслом» и «моготу форм», - и в его собственном творчестве идейность естественно рождалась из чисто художественного впечатления, из формы, не перерождаясь в сухую тенденциозность, которой порой грешили передвижники.

Итогом учебы в Академии стала картина «Апостол Петр объясняет догматы веры» (1870, Русский музей). Уже в те годы Суриков проявил себя как мастер пейзажа, причем пейзажа историко-ассоциативного («Вид памятника Петру I в Петербурге», 1870, там же). Важной школой для него были работы по декоративному оформлению храма Христа Спасителя (см. ХРИСТА СПАСИТЕЛЯ ХРАМ) в Москве, создание композиций для росписей на тему 4-х Вселенских Соборов (см. ВСЕЛЕНСКИЕ СОБОРЫ) (эскизы 1876-77 - там же).

«Утро стрелецкой казни»

Переезд молодого художника в «первопрестольную», впечатления от старинной московской архитектуры (на памятники которой он, как впоследствии говорил М. А. Волошину (см. ВОЛОШИН Максимилиан Александрович), смотрел «как на живых людей») явились важным стимулом на пути к первому его историческому шедевру - картине «Утро стрелецкой казни». Художник, по словам того же Волошина, «осознавал из форм», писал то, что видел, обладая потрясающей способностью открывать историко-поэтическую ауру внешней видимости. Поэтому, когда он рассказывал, что «Стрельцы» родились из впечатления от «горящей свечи на белой рубахе», а «Боярыня Морозова» - из «вороны на снегу», то это, разумеется, звучит анекдотом, но в то же время затрагивает самый нерв творческого метода мастера.

«Утро стрелецкой казни» - грандиозная картина, завершенная в 1881 (Третьяковская галерея), - производит фурор. И дело даже не столько в ассоциациях с тогдашними политическими брожениями и тревогами, с крепнущим социальным противостоянием монархии - хотя этот момент, конечно, сыграл свою роль. Избрав сюжетом финальный эпизод последнего стрелецкого бунта 1698 года - казнь мятежников на Красной площади под личным присмотром Петра I - Суриков показывает народное противодействие царским реформам сверху. При этом противостояние народа и царя - или же, в еще более масштабном плане, русского средневековья и ранних рубежей русской новой истории - явлено в виде монументальной трагедии, причем трагедии, где ни одна из сторон не остается победителем, взаимно свидетельствуя о неразрешимости конфликта. С невиданной силой Суриков воплощает в своих образах нелинейный, полифонический характер исторического процесса. И этот полифонизм, равноправие противоборствующих сторон составляет главное достоинство его «хоровой картины» (как называет В. В. Стасов многофигурные исторические сцены такого рода). Правда деталей, - тот же стрелец в белой рубахе с молитвенной свечой в руке (если упомянуть лишь одну из множества «нервных клеток» картины) - не как-нибудь поверхностно «осовременивает» образ, но, напротив, укрепляет его «древний дух» (метко подмеченный И. Н. Крамским (см. КРАМСКОЙ Иван Николаевич) в письме Стасову (см. МОРОЗОВА Феодосия Прокопиевна) , 1884). И древность эта лишена чрезмерной, благостной идеализации. Поминая старую Москву, Суриков говорит о «черной грязи» и серебристом блеске «чистого железа» тележных колес. Подобные «грязь» и «блеск» составляют в картине органическое единство.

Живописец-историк

Свою репутацию выдающегося живописца-историка Суриков закрепляет в картинах «Меншиков в Березове» (1883) и «Боярыня Морозова» (1887; обе - Третьяковская галерея). Обе композиции - об опале и сибирской ссылке самого могущественного из «птенцов гнезда Петрова», об увозе в острог старообрядческой подвижницы во время церковного раскола - тоже «читаются» как визуальные романы. Тесный, как тюремная камера, интерьер избы в первой картине, ее пластическая статика, и, напротив, широкий пространственный размах второй, где доминирует мотив движения, но движения в неволю, в равной мере знаменуют неодолимость исторических судеб, которые могут быть поняты и понимаются художником лишь в их диалоге или конфликте, но в любом случае в их актуальной, - суровой и красочной - разноречивости. Для художника Россия всегда многолика, в его полотнах всегда минимум две России (даже простая крестьянская изба в «Меншикове...» воспринимается как особый одухотворенный символ старины, в итоге как бы одолевшей некогда всесильного царедворца).

«Утро стрелецкой казни», «Меншиков в Березове» и «Боярыня Морозова» составляют вершину суриковского творчества. Почти адекватно им «Взятие снежного городка» (1891, Русский музей). Художник подчеркивал, что не мыслит «исторических деятелей без народа, без толпы». Нарушив этот принцип в картине «Меншиков в Березове», он в «Снежном городке», вспомнив забавы своего сибирского детства, напротив, изображает безымянную веселую толпу в старинной казацкой игре. Народ, казалось бы, здесь (впервые у Сурикова) представлен как единое, не расколотое целое, но его удаль безудержна как разрушительный и грозный, несмотря на мажорную яркость красок солнечного зимнего дня, вихрь.

Последующие «хоровые» картины художника («Покорение Сибири Ермаком», 1895; «Переход Суворова через Альпы», 1899; «Степан Разин», 1903-07, все - Русский музей), несмотря на все мастерство режиссуры многофигурных сцен, представляют определенного рода спад. В эпических сценах колониальной экспансии России в Сибирь, антифранцузской кампании России в швейцарских Альпах, наконец, разбойничьей вольницы 17 в. отсутствует та драматургическая сложность, которая придает особое пластическое и психологическое богатство трем великим картинам Сурикова (так, противостоящие Ермаку татаро-монголы и сибирские аборигены смотрятся пусть как яркий и характерный, но отнюдь не равноправный исторический фон).

В процессе работы над большими картинами, ревностно подбирая натуру, Суриков пишет массу замечательных портретов, пейзажей, натюрмортных и интерьерных композиций, имеющих и вполне самоценный эстетический смысл. Он создает и целый ряд самостоятельных портретов, обычно близких ему людей, - простых по композиции, но чрезвычайно сильных и целостных по красочной лепке [«П. Ф. Сурикова» (мать художника), 1887, Русский музей]. Его замечательный дар колориста, который не красит, а строит форму цветом, пользуясь открытыми, звучными тонами, с особой непосредственностью проявляется в акварельных этюдах. Этапной в цветовых поисках художника явилась поездка в 1910 в Испанию (вместе с зятем П. П. Кончаловским (см. КОНЧАЛОВСКИЙ Петр Петрович)), откуда он привозит едва ли не лучшие свои акварели. Широта его эстетических взглядов проявляется в одобрительном отзыве о кубизме (см. КУБИЗМ) П. Пикассо (см. ПИКАССО Пабло), а также в дружеском общении с представителем совсем другого поколения, символистом и поэтом-«декадентом» М. Волошиным, создавшим большой очерк о творчестве мастера (впервые опубликован в 1916 в журнале «Аполлон»), который М. В. Нестеров (см. НЕСТЕРОВ Михаил Васильевич) назвал «быть может лучшим, что когда-либо было написано о русских художниках» (в письме А. А. Турыгину, 1927).

Среди поздних картин Сурикова следует в первую очередь отметить «Посещение царевной женского монастыря» (1912, Русский музей) и «Благовещение» (1914, Красноярская художественная галерея), где он стремится к более емкой выразительности форм и цвета. В этот период он также пишет ряд лучших своих портретов, по-прежнему лаконически простых композиционно, темных по тону, полных внутреннего драматизма («Автопортрет», 1913, Третьяковская галерея; «Человек с больной рукой», 1913, Русский музей).

Влияние творчества Сурикова было очень значительным, в равной мере затронувшим и традиционалистов, и мастеров более авангардного толка (например, художников круга «Бубнового валета» (см. БУБНОВЫЙ ВАЛЕТ)).

Большой энциклопедический словарь

СУРИКОВ Василий Иванович (1848-1916) - российский живописец. Передвижник. В монументальных полотнах, посвященных переломных моментам, напряженным конфликтам русской истории, главным героем показал народную массу, богатую яркими индивидуальностями, исполненную сильных чувств. Глубокие по пониманию противоречий исторического процесса произведения Сурикова ("Утро стрелецкой казни", 1881; "Меншиков в Березове", 1883; "Боярыня Морозова", 1887; "Покорение Сибири Ермаком", 1895) отличаются широтой и полифоничностью композиции, яркостью и насыщенностью колорита. Портреты, акварели.

Полезные сервисы